Профессия продавец-кассир

05 апр 2021

Продавец-кассир — не та профессия, о которой мечтают выпускники школ и ВУЗов. Однако это отличный старт в карьере. Работа на кассе позволяет получить полезные навыки, которые пригодятся при дальнейшем трудоустройстве — стрессоустойчивость, терпение к монотонному труду, коммуникабельность и быстрое решение возникших проблем. Кроме того, бывших кассиров охотно принимают на должности экономистов, бухгалтеров, сотрудников в сферах торговли и услуг.

Содержание:

  1. Обязанности
  2. Требования к профессии продавца-кассира
  3. Личные качества сотрудника
  4. Обучение
  5. Сколько зарабатывает продавец-кассир?
  6. Перспективы

Обязанности

Главная задача продавца-кассира — уметь обращаться с кассовым аппаратом. Основные действия:

  • расчет суммы покупки;
  • печать чеков;
  • запись в расчетной книжке при перебоях с подачей электроснабжения или сбоях в работе кассового аппарата;
  • выдача покупателю чеков;
  • контроль за цельностью пломб на регистраторе;
  • отслеживание корректности работы программного обеспечения;
  • ежедневная распечатка и сохранение в книге учета расчетных операций Z-отчетов;
  • учет количества проданных товаров, регистрация каждого факта реализации в форме фискального чека;
  • распечатка и сохранение контрольных лент за последние 3 суток;
  • учет запасов товаров на складе и в торговом зале;
  • контроль соответствия наличных средств сумме в дневном Х-отчете;
  • предоставление клиенту документов, подтверждающих передачу права собственности на товар от продавца покупателю (по запросу);
  • быстрое исправление неполадок в работе регистратора.

Кроме работы с кассовым аппаратом продавец должен выполнять еще несколько важных задач. К ним относятся:

  • работа с банковскими картами и виртуальными деньгами;
  • умение пользоваться сканером штрих-кода;
  • навыки выявления поддельных банкнот с помощью специального устройства.

Требования к профессии продавца-кассира

Специалист должен обладать следующими компетенциями:

  • умение взаимодействовать с программами 1С;
  • знание и соблюдение законов РФ в сфере услуг и торговли;
  • осведомленность в области прав потребителей;
  • сохранение коммерческой тайны и соблюдение корпоративной этики организации-работодателя;
  • знание основ товароведения, торгового дела, мерчендайзинга, маркетинга;
  • навыки оформления торговой документации в соответствии с нормами;
  • знание и соблюдение условий хранения продукции;
  • осведомленность в области оформления торгового зала и витрин;
  • соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил;
  • навыки общения с покупателями;
  • умение решать конфликтные ситуации и знать, что делать при ЧП;
  • соблюдение правил пожарной безопасности и требований охраны труда;
  • поддержание рабочего места и/или торгового зала в чистоте;
  • соблюдение дисциплины и распорядка на предприятии.

Требования зависят от компании-работодателя. Работа в небольшом продовольственном магазине отличается от обязанностей сотрудников в крупном торговом центре. Как правило, на плечах продавца-кассира отдельной торговой точки лежит больше ответственности. Он должен не только обслуживать клиентов, но и следить за порядком в магазине, вовремя менять ценники, контролировать свежесть продуктов и время поставок. Единственный сотрудник должен отлично знать все товары, которые предлагает торговая точка, и предлагать их покупателям в соответствии с правилами эффективных продаж. При необходимости продавец-кассир может помочь с выбором, рассказав о сильных сторонах продукта.

Личные качества сотрудника

Работодатели особенно ценят продавцов, которые:

  • Ответственно и аккуратно подходят к выполнению своих обязанностей.
  • Внимательно относятся к каждой поставленной задаче.
  • Честно рассказывают о ситуации в магазине.
  • Обладают пунктуальностью.
  • Вежливо и спокойно обслуживают покупателей.
  • Имеют хорошую память.
  • Готовы поддержать диалог с клиентом.
  • «Горят» своей работой, выполняют ее с желанием.
  • Устойчивы к стрессу, ведь каждый второй покупатель приходит в магазин уставшим и порой недовольным после тяжелого трудового дня.

Наличие этих личных качеств положительно влияет не только на рабочий процесс, но и на продвижение сотрудника по карьерной лестнице. Профессия продавца-кассира делится на 3 квалификации: младший продавец, продавец и старший продавец. После достижения последней категории можно стать администратором магазина, а при наличии желания — директором.

Обучение

Чтобы устроиться на должность продавца-кассира, желательно закончить колледж по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». Также на вакансию принимают выпускников ВУЗов по направлениям «Менеджмент» и «Товароведение». Дополнительно для повышения квалификации перед трудоустройством рекомендуется пройти курсы по продажам и психологии общения с клиентами.

Сколько зарабатывает продавец-кассир?

Оплата труда специалиста делится на оклад и процент от продаж. Ставка фиксированная и зависит от средней заработной платы по региону. Процент устанавливается работодателем. Он зависит от вида проданных товаров, сезонности и других факторов.

В Москве заработная плата продавца-кассира составляет примерно 30 000 рублей. В других городах уровень оплаты ниже — от 12 до 20 тысяч рублей. Чем больше процент продаж и перевыполнений плана, тем выше зарплата.

Перспективы

Устроиться продавцом-кассиром можно в небольшой хозяйственный или продуктовый магазин, крупный супермаркет, отдел строительства и ремонта, сетевую компанию по продаже одежды или предметов интерьера.

Карьерный рост предусматривает несколько ступеней. Сотрудник принимается на должность младшего продавца. После отметки начальства об отличной работе повышается до продавца, далее — до старшего продавца. Чем больше опыта, тем выше вероятность получить должность администратора. В исключительных случаях продавец-кассир становится директором магазина.