Мерчендайзер

27 май 2021
Мерчендайзеры — сотрудники торговых точек, которые следят за наличием товаров в ассортименте магазина, выгодно располагают их на полках магазина и размещают в период акций на специальных рекламных стендах.

Мерчендайзеры — сотрудники торговых точек, которые следят за наличием товаров в ассортименте магазина, выгодно располагают их на полках магазина и размещают в период акций на специальных рекламных стендах. Главная задача работника — разложить аналогичную продукцию разных брендов так, чтобы случайно не создать между ними конкуренцию. В идеале мерчендайзер должен расположить товары, будто они дополнять друг друга, увеличивая таким образом продажи.

Содержание:

  1. Категории сотрудников
  2. Что должен знать и уметь мерчендайзер?
  3. Основные требования к сотруднику
  4. Обучение
  5. Зарплата

Категории сотрудников

Мерчендайзеры бывают мобильными или стационарными. От того, к какой из категорий относится сотрудник, зависят его обязанности. Например:

  • Мобильный мерчендайзер не закрепляется за определенной торговой точкой. Он может работать с одной или несколькими марками товаров в нескольких магазинах. У мобильного сотрудника разработан собственный график посещений точек по городу или району с учетом объема продаж и поставок продукции. Также в ответственность сотрудника включены инструктаж и контроль персонала при расположении товаров на полках.
  • Стационарный мерчендайзер остается на одной точке и взаимодействует с несколькими видами товаров — как разного назначения, так и аналогов от нескольких брендов. Сотрудник выкладывает продукцию на полках так, чтобы посетители сразу видели конкретные товары. При этом не должны падать продажи конкурентных брендов.

Что должен знать и уметь мерчендайзер?

Основной задачей сотрудника является выкладка товаров по планограмме — разработанной маркетологами схеме. В ней указаны стеллажи и полки, на которых следует расположить продукцию в зависимости от стоимости, объемов и количества рядов. Планограмма составляется по итогам поведенческого анализа посетителей и может зависеть от требований поставщиков.

Одновременно с этим мерчендайзер обязан следить, чтобы объемы и количество доверенного ему товара не было меньше или больше конкурентных продуктов других брендов. Например, если на полке уже стоит чистящее средство X в 3 ряда по 6 бутылей, аналогичный товар Y должен занимать тот же объем на полке.

Мерчендайзер занимается не только грамотной выкладкой продукции на полках магазинов. Он выполняет и другие важные задачи:

  • Оценка наличия и запасов товаров на складе.
  • Своевременное формирование заказов подотчетной продукции.
  • Проведение инвентаризации.
  • Транспортировка товаров со склада в торговый зал с последующей раскладкой на полках.
  • Оперативная замена ценников.
  • Отслеживание срока годности продукции, целостности упаковки.
  • Проведение промоакций: контроль за акционными товарами и скидками, размещение буклетов и рекламных стендов по всей торговой точке.
  • Составление отчетов по продажам.
  • Обучение продавцов и/или кассиров нюансам продвижения торговой марки или конкретной продукции.
  • Подача идей по увеличению продаж по доверенным категориям товаров.

Основные требования к сотруднику

Среди личных качеств мерчендайзера работодатели выделяют следующие:

  • Общительность. Сотруднику придется работать не только с товарами, но и с людьми — товароведами, кассирами, администраторами, а также иногда помогать покупателям найти нужные им товары. Не обязательно быть экстравертом, достаточно чувствовать себя комфортно рядом с людьми.
  • Внимательность. Мерчендайзер получает очень много важных сведений, связанных с цифрами: цены, объемы, количество продукции. Также приходится держать в голове фактические данные — что и куда поставить, какие акции проводят конкуренты. Информация постоянно меняется, поэтому нужно не упускать из виду ни одной детали.
  • Доброжелательность. Не требуется излучать счастье — достаточно выглядеть приветливо и быть готовым помочь покупателю, если он не может найти нужный товар. Посетители скорее положат в корзину продукт, о котором мерчендайзер скажет пару положительных слов, поэтому желательно поддержать разговор, не ограничиваясь только указанием на полку.
  • Многозадачность. Умение быстро переключаться между задачами очень важно, так как могут привезти новую партию товаров и ее срочно нужно принять, хотя сотрудник уже раскладывает другую продукцию на полках. И так же быстро нужно вернуться к прерванным делам, чтобы выполнить свои обязанности точно в срок.
  • Терпение. Часто покупатели не задумываются о схемах раскладки — для них свойственно оставить товар, который передумали покупать, на любой ближайшей полке. Также посетители могут случайно толкнуть сотрудника, загородить ему обзор, пока выбирают продукцию. К таким ситуациям стоит относиться спокойно — ведь мерчендайзер работает для людей. Их удобству и желанию приобрести товары ничто не должно мешать.

Мерчендайзер должен:

  • четко осознавать свое место в цепочке продаж и слаженно работать с другими сотрудниками;
  • хорошо разбираться в основах товароведения, психологии, рекламы и маркетинга;
  • разбираться в особенностях и преимуществах товаров и брендов, за которые он отвечает;
  • уметь писать отчеты на основании понимания своих задач и целей.

Обучение

Для получения должности мерчендайзера в большинстве компаний можно просто пройти собеседование и показать свои положительные стороны на стажировке или во время испытательного срока. Обучение будет проходить постепенно, в процессе работы. Стоит следить за тем, что и как делают старшие сотрудники. По итогам внутренней проверки начальство решит, хочет ли работать с соискателем дальше.

Можно заранее пройти квалификационные курсы. Эти знания и навыки помогут быстрее получить более значимую должность: вы будете чувствовать себя увереннее на собеседовании и стажировке, выше шанс понравиться работодателю.

Зарплата

Ежемесячные суммы зависят от компании-работодателя, региона и типа занятости (полный день или по графику выездов). Также на заработную плату могут влиять наличие профессионального образования, опыта работы в этой или смежной сферах. Средняя оплата труда мерчендайзера по России — 25-30 тысяч рублей. При высокой квалификации и длительном стаже сотрудник может получать от 45 000 до 70 000 рублей.